Выбрать страницу

Устав Курской области

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 22 ноября 2022 г.

 

Принят Курской областной Думой

15 июля 2022 года

 

Устав Курской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом исторических, национальных, культурных традиций определяет статус Курской области, устанавливает систему органов государственной власти Курской области, иных государственных органов Курской области, регулирует образование, формирование, деятельность органов государственной власти Курской области, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Курской области, закрепляет правовую основу для социально-экономического развития Курской области.

 

Глава I. Статус Курской области

 

Статья 1.

1. Курская область является равноправным субъектом Российской Федерации.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации статус Курской области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Курской области в соответствии с федеральным конституционным законом.

 

Статья 2.

1. Курская область имеет герб и флаг.

2. Описание и порядок официального использования герба и флага Курской области определяются законом Курской области.

 

Статья 3.

1. Территория Курской области включает в себя территории ее административно-территориальных образований: районов, сельсоветов, городских и сельских населенных пунктов.

2. Административно-территориальное устройство Курской области и порядок его изменения устанавливаются законом Курской области.

3. Административным центром Курской области является город Курск.

 

Статья 4 вступает в силу с 1 января 2023 г.

Статья 4.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Курская область обладает всей полнотой государственной власти.

2. К полномочиям, осуществляемым органами государственной власти Курской области по предметам ведения Курской области, относятся:

1) принятие Устава Курской области и поправок к нему, принятие законов и иных нормативных правовых актов Курской области, их изменение, контроль за их соблюдением и исполнением;

2) установление официальных символов Курской области;

3) создание государственных предприятий и учреждений Курской области, осуществление финансового обеспечения деятельности государственных казенных учреждений Курской области, финансового обеспечения выполнения государственного задания бюджетными и автономными государственными учреждениями Курской области;

4) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Курской области;

5) иные полномочия, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

Глава II. Система законодательства Курской области

 

Статья 5.

Законодательство Курской области составляют:

1) Устав Курской области;

2) законы Курской области;

3) нормативные правовые акты Курской областной Думы;

4) нормативные правовые акты Губернатора Курской области;

5) нормативные правовые акты Правительства Курской области;

6) нормативные правовые акты иных исполнительных органов Курской области.

 

Статья 6.

1. Устав Курской области имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов Курской области.

2. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Курской области, не могут противоречить Уставу Курской области. В случае противоречия Уставу Курской области положений указанных актов действуют положения Устава Курской области.

 

Статья 7.

1. Устав Курской области, законы и иные нормативные правовые акты Курской области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Курской области органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

2. Невыполнение или нарушение Устава Курской области, законов Курской области и иных нормативных правовых актов Курской области влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Курской области. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом Курской области.

 

Глава III. Система органов государственной власти Курской области

 

Статья 8.

1. Систему органов государственной власти Курской области составляют:

1) законодательный орган Курской области – Курская областная Дума;

2) высшее должностное лицо Курской области – Губернатор Курской области;

3) высший исполнительный орган Курской области – Правительство Курской области;

4) иные органы государственной власти Курской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.

2. Мировые судьи Курской области осуществляют свою деятельность на судебных участках в пределах судебного района, расположенного на территории Курской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации о судебной системе, другими федеральными конституционными и федеральными законами.

3. Мировые судьи Курской области замещают государственные должности Курской области.

 

Статья 9.

1. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации") деятельность органов государственной власти Курской области, иных государственных органов Курской области, входящих в единую систему публичной власти в Курской области, осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

3) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

4) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

5) единство системы публичной власти;

6) согласованное функционирование и взаимодействие органов публичной власти на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

7) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

8) разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти;

9) признание и гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в пределах своих полномочий и осуществление на всей территории Российской Федерации;

10) самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий;

11) гарантии финансового обеспечения исполнения полномочий, которыми наделяются органы публичной власти в результате разграничения полномочий;

12) обеспечение гласности в деятельности органов публичной власти, в том числе посредством предоставления доступа к информации о деятельности органов публичной власти;

13) государственный контроль (надзор), парламентский контроль и общественный контроль за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц.

2. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы, входящие в единую систему публичной власти в Курской области, осуществляют взаимодействие в целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории Курской области.

3. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти Курской области, иные государственные органы Курской области, органы местного самоуправления, действующие на территории Курской области, взаимодействуют с федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, осуществляющими свои полномочия на территории Курской области непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.

 

Глава IV. Законодательный орган Курской области

 

Статья 10.

1. Курская областная Дума является представительным и единственным законодательным органом государственной власти Курской области.

2. Курская областная Дума является постоянно действующим органом государственной власти Курской области.

3. Курская областная Дума вправе осуществлять свои полномочия, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

4. Курская областная Дума состоит из 45 депутатов.

5. Срок полномочий депутатов Курской областной Думы одного созыва составляет пять лет.

6. Депутат Курской областной Думы замещает государственную должность Курской области вне зависимости от осуществления им депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности.

7. Председатель Курской областной Думы, его первый заместитель и заместители избираются из состава Курской областной Думы на срок ее полномочий.

8. Председатель Курской областной Думы, его первый заместитель и заместители подотчетны Курской областной Думе и могут быть освобождены ею от должности.

9. Порядок избрания, основания и порядок освобождения от должности председателя Курской областной Думы, его первого заместителя и заместителей устанавливаются Регламентом Курской областной Думы.

10. Полномочия председателя Курской областной Думы определяются настоящим Уставом, законом Курской области и Регламентом Курской областной Думы.

11. Первый заместитель, заместители председателя Курской областной Думы осуществляют свои функции в порядке, определяемом Курской областной Думой.

12. Курская областная Дума образует из числа депутатов на срок своих полномочий Совет Курской областной Думы, комиссию по мандатным вопросам, соблюдению Регламента и депутатской этике, постоянные комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Курской областной Думы. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комиссии по мандатным вопросам, соблюдению Регламента и депутатской этике, постоянных комитетов определяются соответствующими положениями, утверждаемыми Курской областной Думой. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы Совета Курской областной Думы определяются законом Курской области и Регламентом Курской областной Думы.

13. Курская областная Дума в случае необходимости может образовывать временные комиссии, задачи и полномочия которых определяются Курской областной Думой при их образовании.

14. Курская областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

15. Для организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности Курской областной Думы создается аппарат Курской областной Думы.

16. Расходы на обеспечение деятельности Курской областной Думы предусматриваются в бюджете Курской области отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

 

Статья 11.

1. Курская областная Дума:

1) принимает Устав Курской области, поправки к нему;

2) обладает правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации;

3) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Курской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Курской области;

4) заслушивает ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Курской области, в том числе по вопросам, поставленным Курской областной Думой, представленный Губернатором Курской области, который включает информацию о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Курской области и учредителем которых является Курская область, и принимаемые меры по совершенствованию деятельности указанных организаций, а также информацию о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, которые расположены на территории Курской области и учредителями которых являются муниципальные образования Курской области;

5) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Курской области, определяет порядок участия в заседаниях Курской областной Думы руководителей исполнительных органов Курской области в соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

6) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курской области.

2. Законом Курской области:

1) утверждаются бюджет Курской области и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Курской области;

2) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Курской области;

3) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в Курской области;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов, сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;

5) утверждаются бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области и отчет о его исполнении;

6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Курской области, в том числе акциями (долями участия, паями) Курской области в уставных (складочных) капиталах организаций;

7) утверждаются заключение и расторжение договоров Курской области;

8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Курской области;

9) устанавливаются порядок проведения выборов в Курскую областную Думу, порядок проведения выборов Губернатора Курской области;

10) устанавливается административно-территориальное устройство Курской области и порядок его изменения;

11) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Курской области;

12) устанавливаются перечень государственных должностей Курской области и основы правового статуса лиц, замещающих указанные должности;

13) распускается в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, представительный орган муниципального образования;

14) устанавливается административная ответственность за невыполнение или нарушение настоящего Устава, законов и иных нормативных правовых актов Курской области в случае, если административная ответственность не установлена федеральным законом;

15) учреждаются награды Курской области и регулируются правоотношения, возникающие в связи с награждением наградами Курской области;

16) регулируются отношения, возникающие в сферах здравоохранения, социального обеспечения, труда и занятости населения, на территории Курской области, в пределах полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством;

17) устанавливается система мер по государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области;

18) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курской области к ведению и полномочиям Курской области.

3. Постановлением Курской областной Думы:

1) принимается Регламент Курской областной Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка деятельности Курской областной Думы;

2) назначаются на должность мировые судьи Курской области в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Курской области;

3) назначаются и освобождаются от должности председатель, заместитель председателя, аудиторы Контрольно-счетной палаты Курской области;

4) назначаются члены Избирательной комиссии Курской области в количестве и порядке, определяемых федеральным законодательством и законодательством Курской области;

5) наделяется полномочиями сенатор Российской Федерации – представитель от Курской областной Думы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Курской области;

6) назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в Курской области;

7) оформляется согласие на назначение на должность руководителя финансового органа Курской области, руководителя органа по управлению имуществом Курской области;

8) назначаются выборы в Курскую областную Думу, выборы Губернатора Курской области;

9) назначается референдум Курской области в случаях, предусмотренных законом Курской области;

10) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору Курской области, а также решение о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов Курской области, указанных в пункте 7 настоящей части;

11) утверждается соглашение об изменении границ Курской области;

12) одобряется проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Курской области;

13) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курской области к ведению Курской областной Думы.

4. Курская областная Дума в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и законами Курской области:

1) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Курской области, исполнением бюджета Курской области, исполнением бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Курской области;

2) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курской области.

 

Статья 12.

1. Председатель Курской областной Думы:

1) представляет в пределах своих полномочий Курскую областную Думу во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти Курской области и других субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами;

2) ведет заседания Курской областной Думы в соответствии с Регламентом Курской областной Думы;

3) ведает вопросами внутреннего распорядка деятельности Курской областной Думы в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Курской областной Думы;

4) подписывает постановления Курской областной Думы, иные правовые акты;

5) направляет Губернатору Курской области для подписания и обнародования законы Курской области, принятые Курской областной Думой;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом, законами Курской области и Регламентом Курской областной Думы.

2. Председатель Курской областной Думы в пределах своей компетенции издает распоряжения.

3. В случае отсутствия председателя Курской областной Думы его полномочия возлагаются на первого заместителя председателя Курской областной Думы. В случае отсутствия председателя Курской областной Думы и при отсутствии первого заместителя председателя Курской областной Думы полномочия председателя Курской областной Думы возлагаются на одного из заместителей председателя Курской областной Думы в порядке, определяемом Курской областной Думой.

 

Статья 13.

1. Право законодательной инициативы в Курской областной Думе принадлежит депутатам Курской областной Думы, Губернатору Курской области, Правительству Курской области, прокурору Курской области, представительным органам местного самоуправления, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Курской области, сенаторам Российской Федерации – представителям от Курской областной Думы и исполнительного органа Курской области, Курскому областному суду, Арбитражному суду Курской области, территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области, Избирательной комиссии Курской области, общественной организации "Федерация профсоюзных организаций Курской области", Общественной палате Курской области.

2. Проекты законов Курской области, внесенные в Курскую областную Думу Губернатором Курской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

3. Проекты законов Курской области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Курской области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Курской области, рассматриваются Курской областной Думой по представлению Губернатора Курской области либо при наличии заключения Губернатора Курской области. Данное заключение представляется в Курскую областную Думу в течение 30 календарных дней со дня поступления проекта закона Курской области Губернатору Курской области.

 

Статья 14.

1. Заседания Курской областной Думы проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", настоящим Уставом, законом Курской области, а также Регламентом Курской областной Думы.

2. Заседания Курской областной Думы являются открытыми, за исключением случаев, когда обсуждаемые вопросы затрагивают сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами, законами Курской области, Регламентом Курской областной Думы.

3. Курская областная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению депутата Курской областной Думы, Губернатора Курской области. Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов Курской областной Думы, присутствующих на этом заседании.

4. Правомочность заседания Курской областной Думы определяется законом Курской области. При этом заседание Курской областной Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от установленного числа депутатов. Правомочное заседание (далее также – заседание) Курской областной Думы проводится не реже одного раза в три месяца.

5. Вновь избранная Курская областная Дума созывается на первое заседание не позднее чем на тридцатый день со дня избрания Курской областной Думы в правомочном составе.

6. В заседаниях Курской областной Думы вправе участвовать, в том числе выступать, сенаторы Российской Федерации – представители от Курской областной Думы и исполнительного органа Курской области и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, входившие в качестве кандидатов в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов (на территории Курской области, в соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории Курской области) или избранные по одномандатным избирательным округам, образованным на территории Курской области, в порядке, определенном Регламентом Курской областной Думы. Руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители исполнительных органов Курской области, должностные лица местного самоуправления вправе участвовать в заседаниях Курской областной Думы в порядке, определенном Регламентом Курской областной Думы.

 

Статья 15.

1. Устав Курской области, поправки к нему принимаются Курской областной Думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

2. Законы Курской области принимаются Курской областной Думой большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

3. Постановления Курской областной Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

4. Проект закона Курской области рассматривается Курской областной Думой в двух чтениях. Решение о принятии либо об отклонении проекта закона Курской области, а также о принятии закона Курской области оформляется постановлением Курской областной Думы.

 

Статья 16.

1. Курская областная Дума направляет Губернатору Курской области для обнародования Устав Курской области, для подписания и обнародования законы Курской области, принятые Курской областной Думой, в течение шести рабочих дней со дня их принятия.

2. Губернатор Курской области обнародует Устав Курской области, подписывает и обнародует закон Курской области либо отклоняет закон Курской области в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления Губернатору Курской области Устава Курской области, закона Курской области.

3. В случае отклонения закона Курской области Губернатором Курской области отклоненный закон Курской области возвращается в Курскую областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

4. В случае отклонения Губернатором Курской области закона Курской области указанный закон Курской области может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Курской областной Думы.

5. Закон Курской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Курской области и подлежит подписанию и обнародованию в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона Курской области Губернатору Курской области.

6. Устав Курской области, законы Курской области, нормативные правовые акты Курской областной Думы подлежат официальному опубликованию. Официальным опубликованием Устава Курской области, закона Курской области, нормативного правового акта Курской областной Думы считается первая публикация его полного текста в газете "Курская правда" или в официальном сетевом издании в соответствии с законом Курской области, либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

7. Устав Курской области, закон Курской области вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими Уставом Курской области, законом Курской области не установлен другой порядок вступления их в силу.

8. Нормативные правовые акты Курской областной Думы вступают в силу после их официального опубликования, если федеральным законом и (или) самими нормативными правовыми актами Курской областной Думы не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

Статья 17.

1. Полномочия Курской областной Думы прекращаются досрочно в случае:

1) принятия Курской областной Думой в порядке, предусмотренном законом Курской области, решения о досрочном прекращении ее полномочий;

2) вступления в силу решения Курского областного суда о неправомочности данного состава депутатов Курской областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) роспуска Курской областной Думы Губернатором Курской области по основаниям, которые предусмотрены частью 2 или 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

4) роспуска Курской областной Думы Президентом Российской Федерации по основаниям, которые предусмотрены частью 7 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

2. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Курской областной Думы назначаются внеочередные выборы в Курскую областную Думу в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и законом Курской области. Указанные выборы проводятся в сроки, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

 

Статья 18.

1. Депутаты Курской областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.

2. Депутатом Курской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и законом Курской области пассивным избирательным правом, достигший возраста 21 года.

3. Статус депутата Курской областной Думы, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курской области.

4. Срок полномочий депутата Курской областной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Курской областной Думы нового созыва.

5. Законом Курской области может предусматриваться количество депутатов Курской областной Думы, которые избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах.

 

Статья 19.

1. Депутаты Курской областной Думы, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Курской областной Думе, входят в депутатские объединения (во фракции), за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 4 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

2. Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в части 4 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

3. Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом Курской области и Регламентом Курской областной Думы.

 

Статья 20.

1. Депутат Курской областной Думы осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).

2. Депутаты Курской областной Думы, замещающие государственные должности Курской области председателя Курской областной Думы, первого заместителя председателя Курской областной Думы, заместителя председателя Курской областной Думы, осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной основе.

3. Депутаты Курской областной Думы, замещающие государственные должности Курской области председателя постоянного комитета Курской областной Думы, заместителя председателя постоянного комитета Курской областной Думы, секретаря постоянного комитета Курской областной Думы, осуществляют депутатскую деятельность как на профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности.

4. Число депутатов Курской областной Думы, замещающих государственные должности Курской области на профессиональной основе, устанавливается законом Курской области.

5. Депутату, осуществляющему депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, для осуществления своих полномочий гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается законом Курской области.

6. Иные гарантии депутатской деятельности устанавливаются законом Курской области.

 

Глава V. Высшее должностное лицо Курской области

 

Статья 21.

1. Губернатор Курской области является высшим должностным лицом Курской области.

2. Губернатор Курской области осуществляет руководство исполнительной властью в Курской области и определяет структуру органов исполнительной власти Курской области.

3. Губернатор Курской области избирается гражданами Российской Федерации на пять лет.

4. Губернатором Курской области может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом и достигший возраста 30 лет.

5. Губернатор Курской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Курской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", законодательством Российской Федерации о выборах, законами Курской области.

6. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" Губернатор Курской области одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность Курской области.

7. Губернатор Курской области обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством.

8. Губернатор Курской области имеет первого заместителя Губернатора Курской области – Председателя Правительства Курской области, заместителей Губернатора Курской области.

9. Первый заместитель Губернатора Курской области – Председатель Правительства Курской области, заместители Губернатора Курской области назначаются и освобождаются от должности Губернатором Курской области, осуществляют полномочия в соответствии с установленным Губернатором Курской области распределением обязанностей.

10. Первый заместитель Губернатора Курской области Председатель Правительства Курской области, заместители Губернатора Курской области замещают государственные должности Курской области.

11. Губернатор Курской области вступает в должность не позднее чем на пятнадцатый день после официального опубликования Избирательной комиссией Курской области результатов выборов Губернатора Курской области.

12. При вступлении в должность Губернатор Курской области приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу Курской области в торжественной обстановке в присутствии депутатов Курской областной Думы, руководителей органов государственной власти Курской области, иных государственных органов Курской области, глав муниципальных образований Курской области:

"Клянусь верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Губернатора Курской области, хранить целостность и приумножать богатство священной Курской земли, отстаивать интересы Курской области, уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав Курской области, законы Курской области".

13. Срок исполнения полномочий Губернатора Курской области исчисляется со дня принесения им присяги. Губернатор Курской области прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором Курской области.

14. Губернатор Курской области имеет официальные символы – штандарт (флаг) Губернатора Курской области и Знак Губернатора Курской области.

15. Штандарт (флаг) и Знак Губернатора Курской области передаются председателем Курской областной Думы вступившему в должность Губернатору Курской области после принесения им присяги.

16. Описание и порядок официального использования штандарта (флага) и Знака Губернатора Курской области определяются законом Курской области.

 

Статья 22.

Губернатор Курской области:

1) представляет Курскую область в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей в пределах компетенции Курской области, вправе подписывать договоры и соглашения от имени Курской области;

2) подписывает и обнародует законы Курской области либо отклоняет законы, принятые Курской областной Думой;

3) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов Курской области с иными органами государственной власти Курской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов Курской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;

4) определяет систему и структуру исполнительных органов Курской области в соответствии с настоящим Уставом;

5) формирует Правительство Курской области и принимает решение об его отставке;

6) определяет основные направления деятельности Правительства Курской области;

7) вправе председательствовать на заседаниях Правительства Курской области;

8) представляет в Курскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Курской области, в том числе по вопросам, поставленным Курской областной Думой, которые включают информацию о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Курской области и учредителем которых является Курская область, и принимаемые меры по совершенствованию деятельности указанных организаций, а также информацию о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, которые расположены на территории Курской области и учредителями которых являются муниципальные образования Курской области, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

9) представляет в Курскую областную Думу сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Курской области;

10) вправе требовать созыва внеочередного заседания Курской областной Думы, а также созывать вновь избранную Курскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного для этого Курской областной Думе настоящим Уставом;

11) вправе участвовать в работе Курской областной Думы с правом совещательного голоса;

12) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Курской областной Думы по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

13) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами Курской области;

14) вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения Губернатором Курской области предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации в соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, объявления выговора;

15) вправе обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления;

16) участвует в формировании Избирательной комиссии Курской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, настоящим Уставом и законами Курской области.

 

Статья 23.

1. Губернатор Курской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Курской области издает постановления и распоряжения.

2. Акты Губернатора Курской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативным актам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящему Уставу и законам Курской области.

3. Акты Губернатора Курской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Курской области.

4. Нормативные правовые акты Губернатора Курской области подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте Губернатора Курской области в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора Курской области. Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Курской области считается первая публикация его полного текста в газете "Курская правда" или в официальном сетевом издании в соответствии с нормативным правовым актом Губернатора Курской области, либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

См. Положение о государственной информационной системе "Единая система информационных ресурсов официальных сайтов органов исполнительной власти Курской области и государственных учреждений Курской области", утвержденное постановлением Администрации Курской области от 9 августа 2021 г. N 822-па

5. Нормативные правовые акты Губернатора Курской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами Губернатора Курской области не установлен другой порядок вступления их в силу.

6. Нормативные правовые акты Губернатора Курской области, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

 

Статья 24.

1. В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", до издания Президентом Российской Федерации указа о назначении временно исполняющего обязанности Губернатора Курской области временное исполнение обязанностей Губернатора Курской области осуществляется первым заместителем Губернатора Курской области – Председателем Правительства Курской области, а при его отсутствии – заместителем Губернатора Курской области в соответствии с установленным Губернатором Курской области распределением обязанностей.

2. В случае, если Губернатор Курской области не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий (в частности, отпуск, служебная командировка), их временно исполняет первый заместитель Губернатора Курской области Председатель Правительства Курской области, а при его отсутствии – заместитель Губернатора Курской области в соответствии с установленным Губернатором Курской области распределением обязанностей.

3. Временно исполняющий обязанности Губернатора Курской области, наделенный полномочиями в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, обладает правами и обязанностями Губернатора Курской области (за исключением прав, предусмотренных частью 4 настоящей статьи) и является лицом, замещающим государственную должность Курской области.

4. Временно исполняющий обязанности Губернатора Курской области, наделенный полномочиями в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, не вправе:

1) вносить предложения об изменении Устава Курской области;

2) распускать Курскую областную Думу.

5. На временно исполняющего обязанности Губернатора Курской области, наделенного полномочиями в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, распространяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 27 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в целях противодействия коррупции.

6. Нарушение требований, установленных частями 8 – 10 статьи 27 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", является основанием для досрочного прекращения полномочий временно исполняющего обязанности Губернатора Курской области.

 

Статья 25.

1. Полномочия Губернатора Курской области прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) его отставки по собственному желанию;

3) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных статьей 29 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Курской областной Думой;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 5 – 8 части 1 настоящей статьи, решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Курской области принимается Курской областной Думой по представлению Президента Российской Федерации.

 

Статья 26.

1. Губернатор Курской области несет ответственность в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

2. Курская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Курской области в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу Курской области и законам Курской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор Курской области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Курской области и законов Курской области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Губернатором Курской области своих обязанностей.

3. Решение Курской областной Думы о недоверии Губернатору Курской области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов.

4. Решение Курской областной Думы о недоверии Губернатору Курской области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора Курской области от должности в соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

 

Глава VI. Система исполнительных органов Курской области

 

Статья 27.

1. В систему исполнительных органов Курской области входят Губернатор Курской области, высший исполнительный орган Курской области – Правительство Курской области, иные исполнительные органы Курской области: администрация, министерства, департаменты, комитеты, агентства, службы, управления, инспекции.

2. Система и структура исполнительных органов Курской области определяется Губернатором Курской области в соответствии с настоящим Уставом.

 

Статья 28.

1. Правительство Курской области является высшим исполнительным органом Курской области.

2. Правительство Курской области является постоянно действующим органом исполнительной власти Курской области.

3. Правительство Курской области координирует деятельность иных исполнительных органов Курской области.

4. Правительство Курской области в соответствии с законом Курской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Курской области, законов и иных нормативных правовых актов Курской области на территории Курской области и согласованную деятельность иных исполнительных органов Курской области.

5. Правительство Курской области формируется Губернатором Курской области.

6. Правительство Курской области возглавляет первый заместитель Губернатора Курской области – Председатель Правительства Курской области.

7. Первый заместитель Губернатора Курской области – Председатель Правительства Курской области организует работу Правительства Курской области.

Часть 8 изменена с 4 декабря 2022 г. – Закон Курской области от 22 ноября 2022 г. N 117-ЗКО

См. предыдущую редакцию

8. В состав Правительства Курской области входят: первый заместитель Губернатора Курской области – Председатель Правительства Курской области, заместители Губернатора Курской области, заместители Председателя Правительства Курской области, заместители Председателя Правительства Курской области – министры Курской области, заместители Председателя Правительства Курской области – председатели комитетов, министры Курской области.

Часть 9 изменена с 4 декабря 2022 г. – Закон Курской области от 22 ноября 2022 г. N 117-ЗКО

См. предыдущую редакцию

9. Заместители Председателя Правительства Курской области, заместители Председателя Правительства Курской области – министры Курской области, заместители Председателя Правительства Курской области – председатели комитетов, министры Курской области назначаются и освобождаются от должности Губернатором Курской области, замещают государственные должности Курской области.

10. В случае временного отсутствия первого заместителя Губернатора Курской области – Председателя Правительства Курской области его обязанности исполняются в порядке, установленном законом Курской области.

11. Правительство Курской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

12. Финансовое обеспечение Правительства Курской области и возглавляемых им исполнительных органов Курской области осуществляется за счет средств бюджета Курской области, предусмотренных отдельной строкой.

13. Правительство Курской области действует в пределах срока полномочий Губернатора Курской области и слагает свои полномочия перед вновь избранным Губернатором Курской области. Решение о сложении Правительством Курской области своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Курской области в день вступления в должность Губернатора Курской области.

14. В случае сложения полномочий или отставки Правительство Курской области продолжает действовать до сформирования нового Правительства Курской области.

15. Порядок формирования, организации деятельности, полномочия Правительства Курской области устанавливаются настоящим Уставом и законом Курской области.

 

Статья 29.

Правительство Курской области в соответствии с компетенцией Курской области и в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом, законом Курской области:

1) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

2) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Курской области;

4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Курской области, их языков и культуры; защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

5) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;

6) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;

7) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

8) разрабатывает проект бюджета Курской области;

9) обеспечивает исполнение бюджета Курской области и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Курской области, который включает информацию о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Курской области и учредителем которых является Курская область, и принимаемые меры по совершенствованию деятельности указанных организаций, а также информацию о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, которые расположены на территории Курской области и учредителями которых являются муниципальные образования Курской области, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Курской области для представления их Губернатором Курской области в Курскую областную Думу;

10) управляет и распоряжается собственностью Курской области в соответствии с законами Курской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Курской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

11) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства Курской области, и утверждает (одобряет) такие документы;

12) предлагает органу местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Курской области, законам и иным нормативным правовым актам Курской области, а также вправе обратиться в суд;

13) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом, законами Курской области, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.

 

Статья 30.

1. Финансовый орган Курской области является обязательным исполнительным органом Курской области, формируется в соответствии с законодательством Курской области и осуществляет составление и организацию исполнения бюджета Курской области, а также иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Руководитель финансового органа Курской области назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

 

Статья 31.

1. Администрация Курской области является исполнительным органом Курской области, участвует в реализации государственной политики в сфере государственной гражданской службы, противодействия коррупции, обеспечивает деятельность Губернатора Курской области и Правительства Курской области, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Курской области.

2. Администрацию Курской области возглавляет руководитель Администрации Курской области, который назначается и освобождается от должности Губернатором Курской области, замещает государственную должность Курской области.

 

Статья 32.

1. Правительство Курской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Курской области издает постановления и распоряжения.

2. Постановления и распоряжения Правительства Курской области подписываются первым заместителем Губернатора Курской области – Председателем Правительства Курской области или лицом, исполняющим его обязанности.

3. Акты Правительства Курской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Курской области.

4. Акты Правительства Курской области, иных исполнительных органов Курской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Курской области и законам Курской области.

5. Нормативные правовые акты Правительства Курской области, иных исполнительных органов Курской области подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах указанных органов в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора Курской области. Официальным опубликованием нормативного правового акта Правительства Курской области, иных исполнительных органов Курской области считается первая публикация его полного текста в газете "Курская правда" или в официальном сетевом издании в соответствии с нормативным правовым актом Губернатора Курской области, либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

6. Нормативные правовые акты Правительства Курской области, иных исполнительных органов Курской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если самими нормативными правовыми актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

7. Нормативные правовые акты Правительства Курской области, иных исполнительных органов Курской области, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Часть 8 вступает в силу с 1 января 2023 г.

8. Нормативные правовые акты исполнительных органов Курской области (за исключением нормативных правовых актов Губернатора Курской области, Правительства Курской области) подлежат государственной регистрации в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Курской области.

 

Глава VII. Иные государственные органы Курской области

 

Статья 33.

1. Контрольно-счетная палата Курской области является обязательным государственным органом Курской области.

2. Контрольно-счетная палата Курской области является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля, образуется Курской областной Думой.

3. Вопросы организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Курской области регулируются федеральным законом, законом Курской области.

4. Председатель, заместитель председателя, аудиторы Контрольно-счетной палаты Курской области замещают государственные должности Курской области.

 

Статья 34.

1. В Курской области действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

1) Избирательная комиссия Курской области;

2) утратил силу с 1 января 2023 г. – Закон Курской области от 25 июля 2022 г. N 41-ЗКО

3) окружные избирательные комиссии;

4) территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

5) участковые комиссии.

2. Избирательная комиссия Курской области является государственным органом Курской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Правовое положение, порядок формирования, задачи и полномочия Избирательной комиссии Курской области определяются федеральными законами, законами Курской области.

4. Председатель, заместитель председателя, секретарь Избирательной комиссии Курской области, член Избирательной комиссии Курской области с правом решающего голоса, работающий в Избирательной комиссии Курской области на постоянной (штатной) основе, замещают государственные должности Курской области.

5. Законом Курской области территориальной избирательной комиссии может быть придан статус юридического лица.

Часть 6 вступает в силу с 1 января 2023 г.

6. Председатель территориальной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в территориальной избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность Курской области.

 

Статья 35.

1. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами на территории Курской области учреждаются должности Уполномоченного по правам человека в Курской области, Уполномоченного по правам ребенка в Курской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области.

2. Должности Уполномоченного по правам человека в Курской области, Уполномоченного по правам ребенка в Курской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области являются государственными должностями Курской области.

3. Вопросы организации деятельности Уполномоченного по правам человека в Курской области, Уполномоченного по правам ребенка в Курской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области регулируются соответствующими федеральными законами, законами Курской области.

 

Глава VIII вступает в силу с 1 января 2023 г.

Глава VIII. Экономическая основа деятельности органов публичной власти Курской области

 

Статья 36.

1. Экономическую основу деятельности органов публичной власти Курской области составляют находящиеся в собственности Курской области имущество, в том числе имущественные права Курской области, а также средства бюджета Курской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации собственность Курской области признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

 

Статья 37.

1. В собственности Курской области может находиться:

1) имущество, предназначенное для осуществления органами публичной власти Курской области полномочий, которые осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";

2) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов государственной власти Курской области, государственных органов Курской области, государственных гражданских служащих Курской области, работников государственных органов, работников государственных унитарных предприятий Курской области и работников государственных учреждений Курской области в соответствии с законами Курской области;

3) иное имущество, предназначенное для осуществления органами государственной власти Курской области своих задач и публичных функций.

2. В Курской области могут создаваться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственные унитарные предприятия Курской области, государственные учреждения Курской области и другие организации. Функции и полномочия учредителя таких организаций осуществляют органы государственной власти Курской области.

 

Статья 38.

1. Органы государственной власти Курской области самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности Курской области, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Курской области.

2. Органы государственной власти Курской области вправе передавать имущество Курской области во временное владение и (или) пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, в том числе в муниципальную собственность, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами Курской области.

3. Порядок и условия приватизации имущества Курской области определяются законами и иными нормативными правовыми актами Курской области в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. Доходы от использования имущества Курской области, за исключением доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества бюджетных и автономных учреждений Курской области, имущества государственных унитарных предприятий Курской области, в том числе казенных, а также средства от продажи имущества Курской области, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений Курской области, имущества государственных унитарных предприятий Курской области, в том числе казенных, и доходы от приватизации имущества Курской области поступают в бюджет Курской области.

 

Статья 39.

1. Порядок учета имущества Курской области и ведения реестра имущества Курской области определяется Курской областью самостоятельно в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами.

2. По вопросам учета имущества Курской области принимается закон Курской области.

3. В учет имущества Курской области включаются получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения об имуществе Курской области, а также внесение указанных сведений в реестр имущества Курской области в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению имуществом Курской области.

4. Объектами учета являются:

1) недвижимое имущество;

2) акции (вклады, доли) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ;

3) транспортные средства и иное движимое имущество в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области;

4) иное имущество в соответствии с законодательством Курской области.

 

Статья 40.

1. Курская область имеет собственный бюджет.

2. Формирование бюджета Курской области (его доходы и расходы), утверждение, исполнение бюджета Курской области и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти Курской области в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами Курской области.

3. Проект бюджета Курской области, закон о бюджете Курской области, годовой отчет об исполнении бюджета Курской области, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета Курской области, а также о численности государственных гражданских служащих Курской области и работников государственных учреждений Курской области с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета Курской области и годовому отчету об исполнении бюджета Курской области проводятся публичные слушания или общественные обсуждения.

 

Глава IX. Социальная политика Курской области

 

Статья 41.

1. В Курской области обеспечивается право граждан на социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение и меры социальной поддержки.

2. Органы государственной власти Курской области принимают меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области.

 

Статья 42.

1. В Курской области обеспечивается право граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровую среду обитания.

2. Органы государственной власти Курской области осуществляют меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области.

 

Статья 43.

1. В Курской области создаются условия для получения гражданами образования, для занятий физической культурой и спортом, реализуется молодежная политика.

2. Органы государственной власти Курской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области участвуют в проведении единой государственной политики в сферах образования, физической культуры и спорта, молодежной политики.

 

Статья 44.

1. В Курской области обеспечивается право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

2. Органы государственной власти Курской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Курской области участвуют в проведении единой государственной политики в сфере культуры.

 

Глава X. Взаимодействие Курской областной Думы и исполнительных органов Курской области

 

Статья 45.

1. В соответствии с конституционным принципом разделения властей Курская областная Дума и исполнительные органы Курской области осуществляют свои полномочия самостоятельно.

2. Нормативные правовые акты Губернатора Курской области, Правительства Курской области, иных исполнительных органов Курской области направляются в Курскую областную Думу в течение десяти рабочих дней со дня их подписания.

3. Курская областная Дума вправе обратиться к Губернатору Курской области, в Правительство Курской области или иные исполнительные органы Курской области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в части 2 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.

4. Губернатор Курской области вправе обратиться в Курскую областную Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Курской областной Думы либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.

5. Курская областная Дума направляет Губернатору Курской области планы законопроектной работы и проекты законов Курской области.

6. На заседаниях Курской областной Думы и ее органов вправе присутствовать представители исполнительных органов Курской области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области.

7. На заседаниях исполнительных органов Курской области вправе присутствовать депутаты либо по поручению Курской областной Думы или ее председателя работники аппарата Курской областной Думы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области.

8. Курская областная Дума дает согласие на назначение на должность руководителя финансового органа Курской области, руководителя органа по управлению имуществом Курской области.

9. Курская областная Дума вправе выразить недоверие руководителю финансового органа Курской области, руководителю органа по управлению имуществом Курской области. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности.

 

Статья 46.

Споры между Курской областной Думой и Правительством Курской области по вопросам осуществления их полномочий в целях преодоления возникших разногласий разрешаются согласительной комиссией, порядок создания и деятельности которой определяется законом Курской области. При отсутствии согласия в разрешении спора посредством согласительной комиссии спор может быть разрешен в судебном порядке.

 

Глава XI. Местное самоуправление в Курской области

 

Статья 47.

1. Местное самоуправление в Курской области обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

 

Статья 48.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы, входящие в единую систему публичной власти в Курской области, содействуют развитию местного самоуправления на территории Курской области. В указанных целях органы государственной власти Курской области в пределах своих полномочий:

1) обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления;

2) осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в Курской области в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления;

3) осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Курской области и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

4) осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

5) участвуют в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления;

6) осуществляют в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи органам местного самоуправления необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств и обеспечивают контроль за осуществлением переданных полномочий;

7) осуществляют права и обязанности в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

 

Статья 49.

1. Границы территорий муниципальных образований в Курской области устанавливаются законом Курской области в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.

2. Вопросы изменения границ территорий муниципальных образований в Курской области, преобразования муниципальных образований определяются законом Курской области в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.

 

Глава XII. Принятие поправок к Уставу Курской области

 

Статья 50.

1. Предложения о поправках к Уставу Курской области вносятся в Курскую областную Думу в форме проектов законов Курской области о внесении изменений в Устав Курской области.

2. Предложения о поправках к Уставу Курской области могут вноситься Губернатором Курской области, по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Курской областной Думы, прокурором Курской области, а также по инициативе не менее одной пятой от числа представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области.

 

Статья 51.

Закон Курской области о внесении изменений в Устав Курской области принимается в порядке, установленном законом Курской области для принятия Устава Курской области.

 

Глава XIII. Вступление в силу Устава Курской области

 

Статья 52.

1. Настоящий Устав вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статья 4, часть 8 статьи 32, часть 6 статьи 34, глава VIII настоящего Устава вступают в силу с 1 января 2023 года.